Неточные совпадения
Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к историческим судьбам
народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого
народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и
самосознание.
Русское национальное
самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский
народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный
народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Русское
самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского
народа, его незрелость для жизни мировой, для мировой роли.
[
Самосознание народных масс] далеко еще не вошло у нас в тот период, в котором оно должно выразить всего себя поэтическим образом; писатели из образованного класса до сих пор почти все занимались
народом, как любопытной игрушкой, вовсе не думая смотреть на него серьезно.
Вся история человечества, что касается религиозного его
самосознания, превращается в какую-то совершенно неразрешимую загадку или просто нелепость, если не признать, что она опирается на живой религиозный опыт, т. е. если не принять, что все
народы как-то видели и знали свои божества, знали о них не из одного «катехизиса».
Чаадаев высказал мысль, которую нужно считать основной для русского
самосознания, он говорит о потенциальности, непроявленности русского
народа.
Они не нашли в себе сил отстаивать свою правду, раскрывать ее в глубине как национальную, общенародную правду, они сбились на путь понимания «
народа» как простонародья, противоположного культурному слою, и это имело роковые последствия для нашего национального
самосознания.
Русское национальное самочувствие и
самосознание всегда ведь было таким, в нем или исступленно отрицалось все русское и совершалось отречение от родины и родной почвы, или исступленно утверждалось все русское в исключительности, и тогда уже все другие
народы мира оказывались принадлежащими к низшей расе.
Самосознание личности совместимо с универсальной качественностью церкви, но несовместимо с обоготворением ограниченной количественности эмпирического
народа.